Особенности работы аккумуляторов для модов, про которые вы не знали

Далеко не все, кто пользуется модами, разбираются в техническом устройстве батарей, которые применяются в этих устройствах, поэтому для них, вероятно, будет интересно узнать подробнее о процессах, которые происходят в аккумуляторах, а также о том, как следует выбирать для себя правильный, а главное безопасный аккумулятор.

Чем может быть опасен аккумулятор для мода?

Когда в мехмоде есть металлический поршневой выключатель, но при этом отсутствует электроника с защитой, то аккумулятор может стать наиболее слабым звеном в этой цепи, поскольку чрезмерная нагрузка вполне способна сотворить из него маленький взрывчатый механизм, готовый в любой момент разорваться вблизи вашего лица.

Однако многие люди не желают верить в опасность, полагая, что мехмоды – это такие устройства, очень простые в эксплуатации, пригодные для парения без забот - вроде eGo или Vamo, и даже для новичка очень несложное в эксплуатации - достаточно просто вставить внутрь аккумулятор. Тем не менее, мехмоды требуют от пользователя быть внимательным к деталям и глубоко понимать все используемые переменные, а иначе велика вероятность получить катастрофические последствия от парения э-сигареты.

Аккумуляторы

Аккумулятор для парения – это основной элемент любой электронной сигареты, нечто вроде ее жизненной силы. Еще в давнее время, когда появились первые э-сигареты, пользователям не приходилось беспокоиться о том, какие типы батарей в них содержатся. Всем было ясно, что пользоваться таким аккумулятором не опасно, и когда у него заканчивался заряд, курильщик просто подсоединял аккумулятор к зарядному устройству. Но со временем рынок модов расширился, а когда появились сабомные атомайзеры, то выросла и потребность в том, чтобы их потребители были более образованными.

СПРАВКА. Механический МОД – это специальный корпус э-сигарет, в которой применяются аккумуляторы специальных стандартов. В устройстве отсутствует плата управления, функция защиты

Да, до сегодняшнего времени большинству новичков, эксплуатирующих мехмоды, сильно везло на отсутствие несчастных случаев. Но каждый, кто пользуется аккумуляторами для парения, должен помнить, что это не примитивные устройства для тех, кто осваивает науку парения, что достаточно одной некачественной намотки или одного неисправного либо неподходящего аккумулятора – и произойдет взрыв, пусть и несильный, но от которого может пострадать чье-то лицо.

Изначально аккумуляторы, произведенные Panasonic, Sanyo, Sony и Samsung предназначались для моддеров, которые вставлялись в карманные фонарики и разную велосипедную электронику, но никак не для использования отдельно от подобной электроники и без какой бы то ни было цепи защиты. И все же, с приходом на рынок электронных сигарет интерес к таким аккумуляторам взлетел – как оказалось, их вполне можно применять и в этих устройствах.

Сегодня некоторые люди, покупая аккумуляторы для мехмода, даже не дают себе труда проверить батареи, которые они собираются использовать, и уж тем более не знают о том, какое, к примеру, сопротивление может иметь их койл.

Действительно, пока при эксплуатации мехмода ничего дурного не случилось, это создает сомнительное ощущение ничем не обоснованной безопасности и для них, и для тех, кто собирается поступить так же. Безусловно, имея хоть немного базовых, основных знаний об ограничениях, которые существуют в отношении работы аккумуляторов и модов, о технике безопасности при их применении, можно использовать для парения аккумуляторы, и это будет безопасно. Но всегда помните о силе, которая в них скрыта, и уважайте ее.

Что означают буквы, указанные на аккумуляторах для э-сигарет?

Идентификация аккумулятора – наиболее важный и сложный момент при его покупке. Аккумуляторы не создаются одинаковыми, и если на двух батареях вы видите похожие отметки - такие как IMR18650, это совершенно не означает, что у них аналогичные характеристики, равные возможности и уровни безопасности.

Аккумуляторы, используемые в электронных сигаретах, маркируются, как правило, в соответствии с промышленной идентификационной схемой. Эта схема состоит из 3 букв и 5 цифр: например, IMR18650, ICR14500, NCR18650 и так далее. Первые три буквы маркировки указывают, какая у аккумулятора базовая конструкция и каковы его возможности. Следующая серия из цифр означает приблизительный физический размер аккумулятора и его форму.

Приведенная на аккумуляторе последовательность цифр и букв обычно сообщает пользователю такую информацию:

  • 1-я буква аббревиатуры указывает на основной химический состав аккумулятора;

  • 2-я буква, самая важная, указывает на материал, используемый в аккумуляторе. "I" означает, что класс батареи - литий-ионная, "С" – кобальт, "М" - марганец; "N" – никель;

  • буква "R" в сокращении объясняет то, что батарея может перезаряжаться (rechargeable).

Зная всю вышеприведенную информацию, мы можем расшифровать, к примеру, обозначение "ICR" как Li-Ion / кобальт / перезаряжаемая батарея; а аббревиатуру "IMR" - Li-Ion / марганец / перезаряжаемая.

IMR, или аккумуляторы, оснащенные марганцевым катодом (Li-Mn) – это тот тип батареи, который наилучшим образом подходит для пользователей мехмодов. Поначалу в ней использовался самый простой катод из марганца, обеспечивавший намного более высокие скорости разряда, чем ICR-тип. Однако с высокотоковым марганцевым катодом IMR аккумуляторы обладали куда меньшим рабочим циклом, при этом общая емкость батареи составляла около половины от аналогичного показателя в ICR-аккумуляторе. В дальнейшем производители батарей начали смешивать марганец с никелем, и это позволило оптимизировать рабочий цикл и емкость аккумулятора, немного сократив при этом максимальную скорость разряда.

С точки зрения химической безопасности IMR аккумуляторы надежнее, чем ICR аккумуляторы, поскольку, прежде чем стать нестабильными, они могут выдержать более высокие внутренние температуры. У марганцевого катода еще и более низкое внутреннее сопротивление, поэтому он ценится за высокую отдачу, ведь сопротивление имеет самое прямое отношение к выделению тепла. Чаще всего у IMR аккумуляторов максимальный ток разряда составляет 10 ампер, а некоторые из IMR или гибридных/IMR аккумуляторов имеют ток разряда до 30 ампер. Это становится возможным благодаря тому, что у сегодняшних аккумуляторов соблюдается баланс между более высокой мощностью и токоотдачей.

Первоначально аккумуляторы ICR (с кобальтовым электродом) были формой литий-ионных батарей. Они способны сочетаться с большинством атомайзеров, их ценят за высокую емкость, и они подходят для простых электронных сигарет, однако совершенно не годятся для работы со сложными устройствами - такими как варивольты или мехмоды с прикрученным обслуживаемым атомайзером.

Таким образом, очень важно для пользователя никогда не пытаться экспериментировать наугад с максимальным током разряда – лучше посмотреть техпаспорт батареи и уточнить показатели тока непрерывного разряда (continuous discharge rate в амперах) не путать с максимальным током разряда (maximum continuous discharge rate) это совершенно разные параметры.

Буквы AW - это инициалы (Andrew Wan) владельца той китайской компании, которая закупает аккумуляторы от Panasonic, Samsung и других производителей, проводит тесты на качество у каждого из них. Затем, после того как аккумулятор проходит проверку на качество, он получает красную обертку и лэйбл AW.

Немного о цифрах на маркировке модов

Важный показатель, который указывается производителем аккумуляторов, предназначенных для электронных сигарет – это число рабочих циклов, то есть приблизительное количество перезарядок, которое ему может понадобиться до того, как он больше не сможет держать заряд. Количество таких циклов может быть примерно 500, но оно варьирует в зависимости от основного состава, указанного на маркировке аккумулятора.

Помните, что емкость литий-ионного аккумулятора будет снижаться со временем, поскольку он не имеет так называемого "эффекта памяти". Это означает, что аккумулятор с обозначением "I" не требует, чтобы его полностью разряжали перед зарядкой, как это обычно делают с другими типами батарей. Его также можно использовать сразу после приобретения, без дополнительной зарядки, потому что в нем уже, как правило, есть изначально какой-то заряд.

Один из наиболее важных параметров в электронной сигарете, о котором знает любой пользователь модов - это максимальный непрерывный ток разряда (maximum continuous discharge rate). Этот параметр обрел важность, когда вейперы начали осваивать создание своих собственных койлов. ВНИМАНИЕ! К сожалению, стремление некоторых курильщиков э-сигарет добыть больше пара может быть опасным, поскольку при сабомном (<1,0 Ом) сопротивлении в намотках есть реальная опасность вплотную приблизиться к физическим ограничениям, имеющимся у литий-ионных аккумуляторов.

Максимальный ток разряда обычно обозначается буквой “С”, он показывает силу тока по отношению к общей емкости аккумулятора. К примеру, аккумулятор с емкостью 2600 мАч и максимальным током разряда 1С способен выдержать максимальное потребление тока 2,6 ампер или 2600 мА. А вот аккумулятор с рейтингом 2С будет иметь максимальный ток разряда 5,2 ампер, тогда 3C составит 7,8 ампер. Если чуть проще, то этот параметр показывает, какой силы ток (в амперах) может извлечь потребитель из аккумулятора, не причиняя физического вреда ни ему, ни себе. Если дать на него нагрузку, превышающую максимальный ток разряда, то он утратит стабильность и перейдет в состояние теплового разгона, а это чревато выделением горячих газов, которые могут спровоцировать появление большого пламени или даже взрыв прямо в руках пользователя э-сигареты.

Именно потому моды часто имеют так называемые "вентиляционные отверстия", предназначенные для безопасного отвода горячих газов и пламени. Учтите, что при отказе аккумуляторов эти горячие газы в большинстве случаев выходят в сторону лица курильщика э-сигареты.

Для тех, кто подзабыл закон Ома, напоминаем, что в соответствии с ним использование устройства с напряжением 4,2 вольта и намоткой в 1,8 Ом повлечет потребление тока аккумулятора в 2,3 ампера. Это ниже крайних возможностей среднего 18650 ICR аккумулятора в 2,65 ампер с емкостью 2600 мАч и достаточно безопасно. Однако, если попытаться использовать, скажем, самодельную намотку в 1,0 Ом при напряжении 4,2 вольта, то на обслуживаемом атомайзере можно получить потребление 4,2 ампер, но это значение намного превышает возможности данного аккумулятора, а значит становится небезопасным.

Гибридные аккумуляторы – это новый тип батарей для э-сигарет, отличающийся "смешанной химией" в их составе: там используют кобальтовый катод , как в ICR аккумуляторах, но с покрытием из марганца и никеля, как в IMR аккумуляторах. Благодаря этому обеспечивается более высокуая токоотдача и общая емкость батареи (мАч).

Гибридные аккумуляторы можно попробовать разрядить до гораздо более низкого напряжения, чем другие батарей – скажем, до 2,5 вольт - прежде чем им будет причинен ощутимый физический ущерб. А вот IMR/ICR аккумуляторы имеют отсечку всего лишь около 3,2 вольт.

Заметьте, что далеко не все аккумуляторы Panasonic NCR имеют высокую токоотдачу. К примеру, Panasonic NCR18650B 3400 мАч и NCR18650A 3100 мАч были разработаны для фонариков, а отнюдь не для модов, а потому лучше всего подходят именно для несложной встроенной электроники.

Защищенные аккумуляторы против незащищенных

В среде вейперов бытует общее заблуждение, что защищенный аккумулятор более безопасен и убережет вас от превышения потребления, а также предотвратит истечение газов и даже взрыв. К сожалению, это не совсем так, и пометка "защищенный" чаще всего означает, что вы имеете дело с “гибридом” и "безопасной химией IMR".

Защитные цепи, вводимые в аккумуляторы, варьируют в зависимости от производителя. Их задача - предотвращать переразрядку или перезарядку аккумулятора. Некоторые из таких цепей способны обеспечивать защиту батареи от перегрузки по току. Незащищенные ICR аккумуляторы нельзя использовать в сигаретных мехмодах; они годны только в менее требовательных приложениях со встроенной электроникой вроде фонариков или ноутбуков.

Внешне защищенные аккумуляторы можно узнать по большей длине, чем их незащищенные аналоги. Это объясняется наличием встроенных дополнительных схем. Кроме того, литий-ионные аккумуляторы отличаются наличием цепи ПТК (PTC - Positive Temperature Coefficient), которая встроена в аккумулятор над положительным полюсом, даже если батарея не снабжена обозначениями про "защищенность". Задача такой цепи ПТК - усиливать сопротивление аккумуляторной батареи по мере повышения температуры.

Конструкция схемы ПТК основана на постулатах закона Ома, согласно которому, если возрастает сопротивление, то ток от аккумулятора, наоборот, становится меньше. Следовательно, есть возможность предотвратить грустные последствия многих вероятных инцидентов. Однако ПТК может разладиться и престать работать под воздействием статического электричества или из-за дефекта в зарядном устройстве, а вы и не заметите ее отказа, продолжая использовать аккумулятор как обычно. Так что, не стоит беззаветно верить в защиту ПТК, особенно если пытаетесь строить свои собственные намотки.

Вспомните для себя закон Ома, который определяет отношение между напряжением, сопротивлением и током (I = V / R, где V = напряжение (вольты), I = ток (амперы), R = сопротивление (омы). Это позволит вам грамотно рассчитать нагрузку на аккумулятор, прежде чем вы прикурите от него в первый раз и, возможно, нагрузите его больше, чем он способен выдержать.

Даст ли преимущества встроенный предохранитель в э-сигаретах?

Встроенные предохранители обретают все более высокую популярность среди любителей парить электронные сигареты. Речь идет о маленьких элементах в форме диска, которые размещаются внутри мода под отрицательной клеммой аккумулятора. Обычно встроенный предохранитель рассчитан на 7 ампер, и этого бывает достаточно, чтобы предотвратить случайное потребление слишком сильного тока от аккумулятора, если вдруг выйдет из строя контроллер или возникнет слишком низкое сопротивление в атомайзере.

Встроенные предохранители вполне доступны по цене, но для их применения нужны некоторые условия, а именно - определенное пространство, чтобы вместиться в батарейный отсек мода. Пользователи мехмодов могут попытаться вписать внутрь предохранитель вместе с аккумулятором, это станет полезным добавлением к сетапу. А в регулируемых модах вроде Vamo, ZMax, Provari, iStic, Cloupor, Hana т.п. такая защита уже встроена в цепи их контроллеров. Производители Smok и Vape Safe предлагают воспользоваться их уже встроенными предохранителями, которые вполне недороги и, что важно, предназначены специально для электронных сигарет.

В некоторых видах модов можно установить по два 18350-х аккумулятора. Это повышает напряжение на выходе с 3,6 вольт до 7,2 вольт, а значит, пользователь получит больше пара. Но если вы плохо разбираетесь в устройстве батарей, такая установка может быть опасна для вас. Да, действительно, в ноутбуках и некоторых других устройствах устанавливают несколько батарей, но они обычно разработаны специально для использования в подобном наборе и согласовываются между собой на заводе-производителе.

При установке же несогласованных аккумуляторов в электронных сигаретах вы будете иметь на них разную силу тока, а значит, они станут разряжаться в разных режимах. При этом один аккумулятор будет непрерывно получать больше напряжения, чем другой, а когда они немного износятся, может возникнуть эффект домино: одна батарея в состоянии теплового разгона будет подталкивать другую батарею в это же состояние. Нужны ли вам два небольших пылающих элемента, готовых взорваться в ваших руках?

Выводы

В заключение хотелось бы дать несколько советов. Во-первых, сегодня, в эру современных технологий, нет оснований предпочитать в модах ICR аккумуляторы, поскольку AW IMR могут выдать более высокую токоотдачу. Если вы самостоятельно делаете сабомные намотки - используйте 30-амперные аккумуляторы. А во-вторых, выбирайте ваши аккумуляторы мудро, осмотрительно и используйте их по назначению, согласно правил использования этого типа элементов питания.

Материал подготовлен: вейп шоп Экосмок 

Полезные статьи:

Ученые шокированы вейп-исследованиями

Электронные сигареты – вопросы без ответов 

Электронные сигареты: три главных преимущества